Добро пожаловать на сайт
Елены Вячеславовны Куделиной
Главная » Файлы » Лексика

Способы запоминания слов
23.07.2014, 00:18

«Способы запоминания иностранных слов»

 Введение
Как известно, в современном мире без знания иностранного языка добиться чего-то в жизни сложно и владеть хотя бы одним языком должен каждый. В школах иностранный язык является обязательным предметом.

Одним из основных критериев знания иностранного языка является объем словарного запаса, ведь словарных запас — это фундамент для любого языка и чем больше он, тем лучше ты им владеешь.
Актуальность проблемы заключается в том, что учить иностранный язык (особенно новые слова) — тяжкий кропотливый и к тому же неблагодарный труд. С таким усилием выученные слова с легкостью забываются и испаряются из памяти через небольшой промежуток времени. Процесс запоминания иностранных слов, если подойти к нему бессистемно, оказывается долгим и очень утомительным делом. И наоборот, если правильно использовать возможности человеческого мозга, обучение может стать гораздо более быстрым и увлекательным процессом.
Цель: представить различные способы запоминания иностранных слов, направленные на увеличение словарного запаса учащихся.

Рассмотрим наиболее популярные методы запоминания иностранной лексики.
1. Табличный метод (традиционный)

Наиболее простой, но и наименее эффективный способ. На листе или в тетради написать в столбик 10-15 новых слов; слева - на иностранном языке, справа - на русском. Внимательно прочитать весь список построчно от начала до конца два раза. Сделать перерыв на 10 минут. Затем, закрыв левый столбик, постараться по переводу восстановить вслух звучание и представить написание иностранного слова. Первое повторение выученного списка надо сделать через 7-10 часов, затем через каждые 24 часа. Всего необходимо 4-5 повторов.
Этот метод подходит  только для учащихся, заинтересованных в изучении языка, т.к. требует частого самостоятельного повторения.
2. Метод карточек - один из самых популярных способов запоминания новых слов. Будет лучше, если карточки будут с картинками, т.е. с изображением значения запоминаемого слова. С одной стороны - английское слово, его изображение и транскрипция, с другой - только перевод. Можно сделать процесс запоминания очень увлекательным, если превратить его в игру для нескольких человек по принципу лото. Кто первый правильно назвал слово, получает карточку в свой арсенал. Игра проводится с одной группой карточек несколько раз - показывается то одна, то другая сторона. Эти же карточки можно брать куда угодно и повторять слова в любое удобное время (в транспорте, на перемене и т.п.)
3. Метод составления рассказа

Другой известный метод запоминания слов. Берете десять новых слов, выписываете их на листочек, и составляете с ними связный рассказ на английском языке. Помогает не только запомнить новые слова, но и перебросить старые из пассивного словарного запаса – в активный. Недостаток этого метода: слова обычно из столь разных сфер, что связать их в более-менее связный  рассказ не всегда возможно
4. Метод картинки

Выбираем большую, желательно цветную картинку, (это может быть обложка журнала), где нарисовано или сфотографировано достаточно большое количество предметов, людей, различных объектов. Рядом с изображением делаете надпись, соответствующую значению изображения на английском языке. Существует достаточно много словарей в картинках. Достоинство – при этом методе создается внутренний мысленный образ слова. К недостатку можно отнести ограниченность применения данного метода.
5. Метод бирок (стикеров)

Этот метод особенно эффективен для начинающих. У них словарный запас еще очень мал и можно его существенно расширить, изучив названия самых простых вещей дома, в классе. Ко всем предметам, каким только возможно, прикрепляете бумажки со словами, обозначающими их на изучаемом языке. Достоинство – слово запоминается, как образ-понятие. Недостаток – ограниченное применение.
 6. Мнемотехника (метод Аткинсона)

Одним из популярных методов запоминания слов сегодня стала мнемотехника. Что это такое? Мнемотехника - это приемы и способы, которые облегчают методы запоминания слов посредством ассоциаций и связей друг с другом. Мнемотехника активно развивает память и мышление. Главная задача – создание образов, соединяемых в воображении различными способами. Образы должны быть цветными, крупными и детальными. Выучить английские слова с помощью мнемотехники намного проще. Например: puddle ['pʌdl] лужа
Примерное произношение (фонетическая ассоциация) — «падл»
Мнемоническая модель: «Я всё падал и падал в лужу».

К недостаткам этого метода следует отнести ограниченность применения, так как не ко всем словам удается подобрать хорошую фонетическую ассоциацию.
7. Синонимический ряд

Суть метода заключается в ведении тетради или отдельного раздела словаря, в который необходимо вписывать новые синонимы, по мере их изучения. Этим способом особенно хорошо учить глаголы и прилагательные. Владение большим количеством синонимов позволит четко выражать свои мысли на иностранном языке. Например: beautiful, handsome, good-looking, fine, pretty. Недостатком этого метода является проблема запоминания различий между синонимами.

                   8. Метод «Наоборот»

Использование этого метода даст возможность не только запомнить звучание слова, но и его написание. Суть метода заключается в написании слова наоборот.
Например: «sound»  ….d, …nd, ..und, .ound, Sound

9. Использование пословиц, поговорок, рифмованных стихотворений и       скороговорок.

 Заучивание скороговорок, поговорок и пословиц позволяет не только запомнить слова, но и поставить правильное произношение, ближе понять культуру изучаемого языка.

                  10. Метод запоминания с использованием компьютерных программ

Наиболее удачные, на мой взгляд, программы: Open Book и EZ Memo Booster. Open Book – программа платная, но существует ее демо-версия. Скачать программу можно с сайта http://www.vinidiktov.ru/openbook.htm
Кроме того, существует множество компьютерных игр, тренажеров для запоминания, отработки и закрепления  иностранной лексики.
11. Метод работы со словарем

На странице искомого слова наверняка найдется слово, которое  уже раньше встречалось, но поленились ради него достать словарь. Вот и пришло самое время наконец узнать, что же оно означает? В примере встретилось другое незнакомое слово – интересно, что оно значит? И так – пока не надоест. Кроме того, этот метод можно дополнить привычкой ставить точки карандашом около слова, которое посмотрел. В следующий раз ученик будет видеть, что это слово уже искал, и оно лучше запоминается. Внушительный процент новых слов может осесть в пассивном словарном запасе после простой пробежки по словарю, а перевести их в активный можно при помощи нижеследующего метода.
12. Чтение «на объем»

Предлагаем детям взять  какую-нибудь книгу (статью учебника) и начать  читать ее без словаря, пытаясь ухватить смысл прочитанного. Этот метод хорош тем, что с его помощью можно переводить в активный словарный запас те слова, которые забылись. Смысл отдельных слов начинает проявляться в сознании учащихся.
Заключение

Любые проблемы в обучении очень часто - проблемы мотивации, проще говоря, ребенку может быть просто неинтересно. Когда что-то не получается, заниматься этим хочется ещё меньше. Учителю необходимо помнить:
- методов запоминания иностранной лексики очень много;
- задача учителя - помочь каждому ученику подобрать наиболее приемлемый именно для него способ запоминания информации;
- главным в увеличении объема словарного запаса является его систематическое пополнение путем использования выбранных методик.

 

Категория: Лексика | Добавил: kudelina2014
Просмотров: 2024 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]