Добро пожаловать на сайт
Елены Вячеславовны Куделиной
Главная » 2014 » Октябрь » 12 » Авторская программа для элективных курсов10-11 классы "Английский для делового общения"
22:38
Авторская программа для элективных курсов10-11 классы "Английский для делового общения"

Авторская программа для элективных курсов10-11 классы "Английский для делового общения"

«Английский язык для делового общения».

Автор: Куделина Елена Вячеславовна

Тип: межпредметный

Пояснительная записка

Программа курса рассчитана на 2 года (10-11класс), 1 ч в неделю (70 часов.) Курс соответствует основным положениям концепции профильного обучения в старшей школе и требованиям Государственного стандарта (полного) общего образования по английскому языку и рассчитан на учащихся социально-экономического и других профилей.
 Курс состоит из 10 модулей, последовательность которых может варьироваться. Кроме того, при решении какой-либо конкретной задачи может быть использовано сразу несколько модулей.

 

Актуальность и практическая значимость

В условиях модернизации российского образования перед общеобразовательной школой ставится задача профильной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся. Происходящие в настоящее время изменения на старшей ступени среднего общего образования ставят учащихся перед непростым и ответственным решением: школьники должны выбрать наиболее подходящий и соответствующий их склонностям профиль. Перед школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно – нравственного развития детей, воспитания социальной личности, ориентированной на ценности правовой культуры демократического общества, развития личностных качеств учащихся и их допрофессиональной подготовки.

Настоящий курс разработан для учащихся 10-11 социально-экономического класса  и призван не только дать базовые навыки общения и работы в перспективной тематике, но и расширить возможности трудоустройства будущих выпускников лицея. Очевидным является тот факт, что в настоящее время в России все более возрастает интерес к выходу российских компаний на мировой рынок, в связи с чем резко возрос интерес к проблемам языка делового общения и культуры деловой практики. Следует признать, что данный факт отнюдь не случаен. Предприниматели осознают, что деловой язык существует не сам по себе, а функционирует в качестве основной части стратегии бизнеса. Убедительным доводом в пользу этой мысли служит тот факт, что в последнее время в целом ряде работ по искусству ведения деловых переговоров языковые формулировки тех или иных проблем бизнеса рассматриваются как неотъемлемая часть общей стратегии переговорного процесса и общего бизнес-плана. Это не удивительно, поскольку язык бизнеса, как и язык любой другой специальной сферы (например, язык космических исследований, медицины, биологии, химии, физики, аудиторской деятельности и т.д.) специфичен, т.е. имеет свою логику и характерную для него терминологию, специфические словосочетания и клише, а также свою стилистику.

Все эти характеристики делового языка должным образом учтены в предлагаемом курсе “Английский язык для делового общения”. Данный курс составлен с учетом и на основе базовых знаний, полученных учащимися в процессе изучения предмета “Английский язык” к окончанию девятого класса. В курс включен не только языковой материал (лексика, грамматика, фонетика и т.д.), но и значительный пласт информации о принципах и навыках общения, принятых за рубежом. Исходя из того, что ведущим и наиболее распространенным типом деловых контактов с Западом являются в настоящее время импортно-экспортные операции, основное внимание курса сосредоточено именно на них. Учащимся предлагается изучить все стадии данного вида операций:

  • поиск и предварительные контакты с партнером,

  • различные формы ведения переговоров,

  • определение условий контракта, их юридическое, финансовое и документальное обеспечение,

  • реализация условий, гарантий, форс-мажора, санкций и т.д.

Учитывая “многоотраслевой” характер импортно-экспортных отношений, в курс включены материалы

  • по обменным курсам валют,

  • операциям с ценными бумагами,

  • специфики банкинга и банковской документации (различные виды аккредитивов и проч.), нормам торгового права.

 Образцы деловой речи взяты из практики и являются общепризнанными как для бизнеса Англии и США, так и для делового общения других стран.

Цели и задачи

Основной целью учебного курса «Английский язык для делового общения» является повышение языковой и социокультурной компетенции учащихся в сфере экономики и бизнеса для дальнейшего применения полученных знаний в самостоятельной познавательной и практической деятельности.

 

Практический, образовательный, развивающий и воспитательный аспекты основной цели должны учитываются в процессе практического овладения учащимися материалом учебного курса.

  • Практический аспект - научить учеников практическому владениюспециальным слоем английского языка, необходимым для делового общения, овладеть специальными понятиями и терминологией.

  • Образовательный аспект -получение учениками новых знаний в области экономики и бизнеса, обучение диалогу культур.

  • Развивающий аспект -дальнейшее развитие личности: логики, мотивационной сферы, развития чувства языка.Развитие дискурсивной компетенции,т.е. умение решать задачи общения и добиваться желаемых результатов, осуществлять публичные выступления, грамотновзаимодействать со слушателем

  • Воспитательный аспект- формирование социальной компетенции, гражданского сознания, интернационального сознания.

Исходя из поставленных целей и задач, по окончании курса учащиеся должны уметь:

 

Говорение

 

Монологическая и  диалогическая речь  должна отражать владение основными экономическими и деловыми понятиями, с использованием активной лексики в пределах изучаемой тематики.

Коммуникативно-функциональный репертуар формируется  при обсуждении прочитанной или прослушанной информации, обработке лексического материала по  моделям и алгоритмам, ролевом проигрывании ситуаций, подготовке совместных устных выступлений, ролевых игр. При этом следует обращать внимание на соблюдение общекультурных норм межличностного и дискуссионного  общения.

 

При контроле коммуникативно-речевых умений оцениваются такие факторы, как способность к коммуникативному партнерству, целесообразность лексико-грамматического оформления речи, а также альтернативные варианты критериев оценки.

 

Учащиеся должны научиться

Виды речевой деятельности

Социокультурное содержание

 

Использовать в речи  эконом.   понятия и терминологию

Использовать речевые формулы реагирования,

Передавать и запрашивать информацию различными способами

Аргументировать  позицию, находить компромисс

Проводить  выступление перед аудиторией  Взаимодействовать с аудиторией

 

 
Монолог: рассказ, пересказ, речь, лекция
Диалог: коммуникативные ситуации, ролевые ситуации

Свободный диалог/ полилог:

беседа, дискуссия, интервью
Ролевая игра

 

Тематические обсуждения

различных единиц информации

Интервью на вакансию

Проблемные ситуации

 Деловая встреча, при  участии представителей различных культур ( cross-cultural issues)

Социологический опрос, например, изучение спроса

Исследование жизненного цикла  брэнда, слогана, компании.

Презентация  товара, услуги

Разработка бизнес плана

 

 

Чтение

 Для дальнейшего развития навыков чтения применяются аутентичные и частично аутентичные тексты объемом от одного слова, предложения до нескольких страниц в зависимости от цели чтения и поставленных задач.  Проводятся дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы с различными заданиями.  (Previewing, skimming, scanning, reading for a gist and for detailed factual information, reading and information transfer, discussion).

 

Развернутый контроль понимания прочитанного проводится по текстам объемом примерно 250 слов популярно-экономического содержания.

 

Учащиеся должны научиться

Виды чтения

Социокультурное содержание

 

Понимать терминологию и специальные понятия по теме

Вычленять смысловую информацию

Игнорировать неизвестное и не несущее информации

Интерпретировать,трансформ-ировать текст

Читать графики, таблицы, схемы

Пользоваться спец словарями  и справочной литературой

 

Аналитическое

Изучающее

Просмотровое

Поисковое

Ознакомительное

 

 

 

Вывески, реклама, логотипы, объявления, 

Деловые записки, memo,

Информационно-справочные проспекты, листовки,

Спецификации товаров

Профиль компании.

Газетно-журнальная информ.

Экономические тексты

Научные публикации

Биографические справки

 

 

Письменная речь

Обучение культуре делопроизводства – один из аспектов иноязычного образования, который подразумевает ознакомление с современными формами анкетирования, делового письма, культурой деловой письменной речи и прочими формами письменной коммуникации. 

 

Учащиеся должны научиться

Виды письменной коммуникации

Социокультурное содержание

 

Избирать стиль,   степень формальности в соответствии с назначением  текста

Правильно структурировать, соблюдать формат

Выстраивать композицию,

Выбирать языковые средства в соответствии с задачей письма, целевого читателя.

Поддерживать необходимый уровень грамотности

 

Заполнение анкет, форм

Деловая переписка

Краткое сообщение в 30-40 слов

Развернутое сообщение в 60-80 слов по ключевым словам / на основе осмысления первичного текста

Реферирование, аннотация

Творческая работа

Сбор, классификация и изложение информации

 

 

Резюме, анкеты для учебных заведений, заявления объявление, памятная записка

Структурированные  деловые письма, ответные письма,

 e-mail, факс

Рекламные объявления

Рецензии, эссе, биографические справки

Бизнес-план, презентация

Обзор деятельности фирмы 

Доклад по вопросам теории

( например, менеджмента)

 

Аудирование

предполагает развитие умения понимать аутентичную речь на деловую тематику в различных ситуациях делового общения.  Формируются основные механизмы аудирования: речевой слух, память, структурное и смысловое  прогнозирование, артикулирование. 

Фрагменты на 3 – 5 минут звучания сопровождаются инструкциями в звуковой или визуальной форме и заданиями по проверке понимания. (understanding the gist, looking for specific information ///  multiple choice, gap filling, note-taking, etc.).

 

Учащиеся должны научиться

Виды прослушиваемой речевой коммуникации

Социокультурное содержание

 

Понимать устные инструкции

Понимать дидактическую и аутентичную речь, EIL.

Выбирать  информацию.

Восполнить пробел    недостающей информации

Идентифицировать  информацию по карте, диаграмме, схеме.

Вычленить   даты, цифры, цены, проценты, имена.

 

Монолог, диалог, лекция, беседа, интервью,  опрос.

Телефонный разговор.

Фрагменты радиопрограмм.

Видео сюжеты.

Звуковая реклама.

Презентация.

 

 

Коммуникативные ситуации, отражающие:

Вопросы профессиональной этики, деловой культуры

Профессиональные обязанности

Вопросы менеджмента

Покупки и продажи

Предложение и потребление товаров и услуг

 Этику обслуживания  и пр.

 

 

При проведении занятий по курсу «Английский для делового общения» предлагаются следующие формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная деятельность, проекты (заочная экскурсия), доклад, викторины, кроссворды, задания, составленные самими учащимися, просмотр видеофильмов.

Контроль: В качестве промежуточного контроля уровня достижений учащихся используется анализ письменных и устных творческих работ, как инструмент коррекции деятельности учащихся. Задания по теме данного модуля оцениваются по 5-ти бальной системе.

Итоговый контроль

проводится по окончанию изучения всего курса в форме зачета, состоящего из двух заданий:

  • 1 - беседа по ситуации;
  • 2 - письменное задание.

Вопросы к зачету:

Card 1.

  1. Which of the jobs would you most like to have? Which of the jobs would you least like to have? Explain your choice.
  2. You are interested in taking part in a work experience programme for business students. Write an e-mail to a company that offers such programme.

Card 2.

  1. Work in pairs. Imagine you come from different countries. Role play the conversation between the host and the visitor.
  2. Write some instructions for a phone call. Write down a message.

Card 3.

  1. Speak about the profession of an entrepreneur. Would you like to do it? Explain why.
  2. Write your CV for a job of your choice.

Card 4.

  1. What qualifications and experience do you need for the job of a marketing manager? Do you think you could be successful in it? Explain why.
  2. Write an application letter for the job in the advert.

Card 5.

  1. Work in pairs. Make a phone call. Leave a message.
  2. Write an application letter for the job in the advert.

Card 6.

  1. Work in pairs. Imagine you come from different countries. Role play the conversation between the host and the visitor.
  2. You have decided to start your small business to earn extra money. Write a letter to your headmaster to discuss it.

Card 7.

  1. Work in pairs. Make a phone call. Leave a message.

Write an advert for a vacant position for your company.

 

                              Содержание курса

№ п/п

Темы курса

Кол-во часов

 

10 класс

 

Модуль 1.

Знакомство. Деловая встреча.

5

Модуль 2.

Структура компании. Подбор персонала.

10

Модуль 3.

В офисе.

5

Модуль 4.

Телефонные разговоры.

5

Модуль 5.

Ведение деловой переписки.

9

Зачет

 

1

 

                                              11 класс

 

Модуль 6.

Путешествия.

5

Модуль 7.

Бизнес. Деловые переговоры.

10

Модуль 8.

Банки. Инвестиции.

5

Модуль 9.

Финансы. Валюта.

7

Модуль 10.

Реклама. СМИ.

7

Зачет 

 

1

Итого

70

 

 

 

 

 

 

              Календарно-тематический план курса

№ урока

Тема

 

                                                          10 КЛАСС

                

    Модуль 1  Знакомство. Деловая встреча. (5ч)

1

Знакомство с целями и задачами курса. Формы обращения. Введение ЛЕ по теме.

2

Речевыми клише для выражения приветствия, прощания, благодарности, просьбы, предложения, извинения.

3

Деловые знакомства. Диалоги этикетного характера (чтение, аудирование).

4.

Деловая встреча. Аудирование с различными стратегиями. Отработка ЛЕ в коммуникативных упражнениях.

5.

Ролевая игра: Деловая встреча. Составление диалогов.

 

       Модуль 2  Структура компании. Подбор персонала. (10 ч)

6.

Что такое бизнес? Его составление: производство, распространение товара, продажа товаров и услуг с целью получению прибыли.

7.

Резюме. Форматы резюме. Чтение и анализ резюме. Практическая работа: определение форматов резюме.

8.

Характеристики имиджа делового человека, необходимых умений и навыков, деловых качеств. Введение НЛЕ.

9.

 Структура резюме. Чтение и анализ составных частей резюме.

10.

 Определение различных видов резюме, составление своего резюме.

11.

Тест на знание лексики.  Практическая работа: составление резюме.

12.

Прием на работу.  Подача объявления о вакансии,  заполнение анкеты-заявления.

13.

Деловая игра: в вашей фирме появилась вакансия на должность секретаря.

14.

Практика диалогического общения. Претендент на должность уточняет у вас детали для работы на новом месте. Знакомство с коллективом.

15.

Обобщающее занятие по материалам модуля.

 

        Модуль 3.  В офисе. (5ч)

16.

День в офисе. Беглый взгляд на офис. Введение НЛЕ по теме.

17.

Что можно узнать в офисе? Основные отделы и профессии. Активизация ЛЕ по теме.

18

Тексты, диалоги по теме, качества делового человека. Обсуждение правил делового этикета.

19

Диалогическая практика. Правила делового этикета. Обсуждение ситуаций.

20

Обобщающее занятие по материалам модуля.

 

          Модуль 4  Телефонные разговоры. (5ч)

21.

Что следует знать о телефонных разговорах? Виды телефонных вызовов. Пользование телефонными справочниками.

22.

Официальные и неофициальные разговоры. Языковая специфика. Активное аудирование.

23.

Телефонные разговоры. Правила телефонных переговоров. Вежливые фразы, диалоги.

24

Срочные телефонные вызовы. Круглосуточные телефонные службы. Составление диалогов.

25.

Обобщающее занятие по материалам модуля

 

         Модуль 5. Ведение деловой переписки. (9 ч)

26.

 Общая характеристика делового письма. Виды деловых писем. Определение функций , характерных для данного стиля.

27

Структура делового письма.  Адрес и дата. Обсуждение образцов написания адреса и даты.

28

Формы обращения в начале \ конце письма.  Клише, речевые обороты. Обсуждение образцов деловых писем.

29

Виды деловых писем. Письмо-запрос. Письменная практика.

30

Виды деловых писем. Сопроводительное письмо. Письменная практика.

31

Виды деловых писем. Благодарственное письмо. Письменная практика.

32

Различия американского и британского вариантов английского языка. Выполнение тренировочных упражнений.

33.

Заполнение анкет, форм. Тренировочные упражнения.

34.

Обобщающее занятие по материалам модуля.

35.

Зачетное занятие по изученному за год.

 

 

 

                                            11КЛАСС

 

 

 

                     Модуль 6. Путешествия. (5 ч)

1

Знакомство с целями и задачами курса (второй год обучения). Введение темы: Путешествие. Способы путешествий. Активизация ЛЕ по теме.

2.

Деловая поездка. Покупка билета. Введение НЛЕ по теме. Практика диалогической речи.

3.

В аэропорту. Паспортный контроль, таможня, багаж. Введение НЛЕ по теме. Диалоги (чтение, аудирование)

4.

Гостиница, отель в России, Британии. . Введение НЛЕ по теме. Составление диалогов.

5.

Гринвич и Темза. Изучающее чтение. Введение НЛЕ по теме. Обобщающее занятие по материалам модуля.

 

Модуль 7. Бизнес. Деловые переговоры. (10 ч)

6.

Бизнес. . Введение НЛЕ по теме бизнес, маркетинг.

7.

Бизнес. Чтение текста с полным пониманием, выполнение задания.

8.

Формы организации бизнеса. Виды компаний в России, США, Великобритании. Изучающее чтение.

9.

Франшиза. Изучающее чтение. Обсуждение.

10.

Международные торговые термины. Выполнение тренировочных упражнений.

11.

Деловой разговор. Просмотр видео фильма. Фразы делового общения.

12.

Деловой этикет. Введение клише этикетного характера. Выполнение упражнений.

13.

Переговоры. Организация международного бизнеса. Диалогическая практика.

14.

Ролевая игра: Деловые переговоры.

15.

Обобщающее занятие по материалам модуля.

 

Модуль 8. Банки. Инвестиции. (5ч)

16

Банки. Банковское дело. Знакомство с основными понятиями. Введение НЛЕ по теме.

17.

Банковские документы. Условия платежа. Изучающее  чтение, обсуждение.

18.

Банк Англии. Чтение с различными стратегиями, обсуждение.

19.

Практика диалогической речи. Посещение банка.

20.

Обобщающее занятие по материалам модуля.

 

Модуль 9. Финансы. Валюта. (7 ч)

21.

Деньги. История их возникновения. Изучающее чтение. Введение лексики по теме.

22

Валюты различных стран. Обменные курсы валют. Введение НЛЕ.

23

Выполнение тренировочных лексико-грамматических упражнений.

24

Цены. Методы и условия платежа. Изучающее чтение.

25.

Инвестиции. Торговое финансирование. Введение НЛЕ по теме.

26.

Операции с ценными бумагами. Специфика банкинга и банковской документации.

27.

Обобщающее занятие по материалам модуля.

 

Модуль 10. Реклама. СМИ. (7 ч)

28.

Реклама. Введение НЛЕ по теме. Виды рекламы.

29.

Рекламные агентства. Посещение рекламного агентства. Составление диалогов по предложенным ситуациям.

30.

Подача рекламного объявления в СМИ. Деловая игра.

31.

СМИ. Просмотр видеофильма: СМИ в Британии. Введение НЛЕ по теме.

32.

Пресса. Финансовые издания. Чтение газетной статьи. Обсуждение.

33.

Финансовые новости. Аудирование с различными стратегиями. Обсуждение.

34.

Подведение итогов курса. Беседа. Выполнение итогового теста.

35.

Зачетное занятие по материалам курса.

 

 Список литературы, использованной при составлении программы.

  1. .Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Москва, « Просвещение», 2002 г.

  2. Джерри Розенберг. Бизнес Менеджмент терминологический словарь. Ифра-М 1997

  3. Королькевич В.А. Англо-русский бизнес словарь. Москва Юрист 2000г.

     

  4. Шевелева С.А. ДЕЛОВОЙ АНГЛИЙСКИЙ УСКОРЕННЫЙ КУРСРедактор Г.А. Клебче "ЮНИТИ" Н.В. Спасской.

 

  1. Oxford Dictionary of Business English/ Oxford University Press 1994.

 Список литературы, рекомендованной учащимся.

1.АгабекянИ.П. Деловой английский, Ростов н\Д: Феникс,2012.

2. М. Кумарова.  Новый бизнес английский. Курс деловой лексики.

английского языка. «Прогресс», Москва, 1997.

3. English for Business Studies. ( Adaptation ) 2003

4. Deidre Howard-Williams. Business Words.  Essential Business English Vocabulary, Heinemann, Oxford, 1992.

Видео пособия

1.Further Ahead. Cambridge University Press. 1997.

2. New International Business English. Cambridge University Press. 2000.

Категория: Рабочие программы | Просмотров: 649 | Добавил: kudelina2014 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]