Авторская программа для элективных курсов10-11 классы "Английский для делового общения"
«Английский язык для делового общения».
Автор: Куделина Елена Вячеславовна
Тип: межпредметный
Пояснительная записка
Программа курса рассчитана на 2 года (10-11класс), 1 ч в неделю (70 часов.) Курс соответствует основным положениям концепции профильного обучения в старшей школе и требованиям Государственного стандарта (полного) общего образования по английскому языку и рассчитан на учащихся социально-экономического и других профилей.
Курс состоит из 10 модулей, последовательность которых может варьироваться. Кроме того, при решении какой-либо конкретной задачи может быть использовано сразу несколько модулей.
Актуальность и практическая значимость
В условиях модернизации российского образования перед общеобразовательной школой ставится задача профильной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся. Происходящие в настоящее время изменения на старшей ступени среднего общего образования ставят учащихся перед непростым и ответственным решением: школьники должны выбрать наиболее подходящий и соответствующий их склонностям профиль. Перед школой стоят задачи, связанные с созданием условий для интеллектуального и духовно – нравственного развития детей, воспитания социальной личности, ориентированной на ценности правовой культуры демократического общества, развития личностных качеств учащихся и их допрофессиональной подготовки.
Настоящий курс разработан для учащихся 10-11 социально-экономического класса и призван не только дать базовые навыки общения и работы в перспективной тематике, но и расширить возможности трудоустройства будущих выпускников лицея. Очевидным является тот факт, что в настоящее время в России все более возрастает интерес к выходу российских компаний на мировой рынок, в связи с чем резко возрос интерес к проблемам языка делового общения и культуры деловой практики. Следует признать, что данный факт отнюдь не случаен. Предприниматели осознают, что деловой язык существует не сам по себе, а функционирует в качестве основной части стратегии бизнеса. Убедительным доводом в пользу этой мысли служит тот факт, что в последнее время в целом ряде работ по искусству ведения деловых переговоров языковые формулировки тех или иных проблем бизнеса рассматриваются как неотъемлемая часть общей стратегии переговорного процесса и общего бизнес-плана. Это не удивительно, поскольку язык бизнеса, как и язык любой другой специальной сферы (например, язык космических исследований, медицины, биологии, химии, физики, аудиторской деятельности и т.д.) специфичен, т.е. имеет свою логику и характерную для него терминологию, специфические словосочетания и клише, а также свою стилистику.
Все эти характеристики делового языка должным образом учтены в предлагаемом курсе “Английский язык для делового общения”. Данный курс составлен с учетом и на основе базовых знаний, полученных учащимися в процессе изучения предмета “Английский язык” к окончанию девятого класса. В курс включен не только языковой материал (лексика, грамматика, фонетика и т.д.), но и значительный пласт информации о принципах и навыках общения, принятых за рубежом. Исходя из того, что ведущим и наиболее распространенным типом деловых контактов с Западом являются в настоящее время импортно-экспортные операции, основное внимание курса сосредоточено именно на них. Учащимся предлагается изучить все стадии данного вида операций:
-
поиск и предварительные контакты с партнером,
-
различные формы ведения переговоров,
-
определение условий контракта, их юридическое, финансовое и документальное обеспечение,
-
реализация условий, гарантий, форс-мажора, санкций и т.д.
Учитывая “многоотраслевой” характер импортно-экспортных отношений, в курс включены материалы
-
по обменным курсам валют,
-
операциям с ценными бумагами,
-
специфики банкинга и банковской документации (различные виды аккредитивов и проч.), нормам торгового права.
Образцы деловой речи взяты из практики и являются общепризнанными как для бизнеса Англии и США, так и для делового общения других стран.
Цели и задачи
Основной целью учебного курса «Английский язык для делового общения» является повышение языковой и социокультурной компетенции учащихся в сфере экономики и бизнеса для дальнейшего применения полученных знаний в самостоятельной познавательной и практической деятельности.
Практический, образовательный, развивающий и воспитательный аспекты основной цели должны учитываются в процессе практического овладения учащимися материалом учебного курса.
-
Практический аспект - научить учеников практическому владениюспециальным слоем английского языка, необходимым для делового общения, овладеть специальными понятиями и терминологией.
-
Образовательный аспект -получение учениками новых знаний в области экономики и бизнеса, обучение диалогу культур.
-
Развивающий аспект -дальнейшее развитие личности: логики, мотивационной сферы, развития чувства языка.Развитие дискурсивной компетенции,т.е. умение решать задачи общения и добиваться желаемых результатов, осуществлять публичные выступления, грамотновзаимодействать со слушателем
-
Воспитательный аспект- формирование социальной компетенции, гражданского сознания, интернационального сознания.
Исходя из поставленных целей и задач, по окончании курса учащиеся должны уметь:
Говорение
Монологическая и диалогическая речь должна отражать владение основными экономическими и деловыми понятиями, с использованием активной лексики в пределах изучаемой тематики.
Коммуникативно-функциональный репертуар формируется при обсуждении прочитанной или прослушанной информации, обработке лексического материала по моделям и алгоритмам, ролевом проигрывании ситуаций, подготовке совместных устных выступлений, ролевых игр. При этом следует обращать внимание на соблюдение общекультурных норм межличностного и дискуссионного общения.
При контроле коммуникативно-речевых умений оцениваются такие факторы, как способность к коммуникативному партнерству, целесообразность лексико-грамматического оформления речи, а также альтернативные варианты критериев оценки.
Учащиеся должны научиться
|
Виды речевой деятельности
|
Социокультурное содержание
|
Использовать в речи эконом. понятия и терминологию
Использовать речевые формулы реагирования,
Передавать и запрашивать информацию различными способами
Аргументировать позицию, находить компромисс
Проводить выступление перед аудиторией Взаимодействовать с аудиторией
|
Монолог: рассказ, пересказ, речь, лекция
Диалог: коммуникативные ситуации, ролевые ситуации
Свободный диалог/ полилог:
беседа, дискуссия, интервью
Ролевая игра
|
Тематические обсуждения
различных единиц информации
Интервью на вакансию
Проблемные ситуации
Деловая встреча, при участии представителей различных культур ( cross-cultural issues)
Социологический опрос, например, изучение спроса
Исследование жизненного цикла брэнда, слогана, компании.
Презентация товара, услуги
Разработка бизнес плана
|
Чтение
Для дальнейшего развития навыков чтения применяются аутентичные и частично аутентичные тексты объемом от одного слова, предложения до нескольких страниц в зависимости от цели чтения и поставленных задач. Проводятся дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы с различными заданиями. (Previewing, skimming, scanning, reading for a gist and for detailed factual information, reading and information transfer, discussion).
Развернутый контроль понимания прочитанного проводится по текстам объемом примерно 250 слов популярно-экономического содержания.
Учащиеся должны научиться
|
Виды чтения
|
Социокультурное содержание
|
Понимать терминологию и специальные понятия по теме
Вычленять смысловую информацию
Игнорировать неизвестное и не несущее информации
Интерпретировать,трансформ-ировать текст
Читать графики, таблицы, схемы
Пользоваться спец словарями и справочной литературой
|
Аналитическое
Изучающее
Просмотровое
Поисковое
Ознакомительное
|
Вывески, реклама, логотипы, объявления,
Деловые записки, memo,
Информационно-справочные проспекты, листовки,
Спецификации товаров
Профиль компании.
Газетно-журнальная информ.
Экономические тексты
Научные публикации
Биографические справки
|
Письменная речь
Обучение культуре делопроизводства – один из аспектов иноязычного образования, который подразумевает ознакомление с современными формами анкетирования, делового письма, культурой деловой письменной речи и прочими формами письменной коммуникации.
Учащиеся должны научиться
|
Виды письменной коммуникации
|
Социокультурное содержание
|
Избирать стиль, степень формальности в соответствии с назначением текста
Правильно структурировать, соблюдать формат
Выстраивать композицию,
Выбирать языковые средства в соответствии с задачей письма, целевого читателя.
Поддерживать необходимый уровень грамотности
|
Заполнение анкет, форм
Деловая переписка
Краткое сообщение в 30-40 слов
Развернутое сообщение в 60-80 слов по ключевым словам / на основе осмысления первичного текста
Реферирование, аннотация
Творческая работа
Сбор, классификация и изложение информации
|
Резюме, анкеты для учебных заведений, заявления объявление, памятная записка
Структурированные деловые письма, ответные письма,
e-mail, факс
Рекламные объявления
Рецензии, эссе, биографические справки
Бизнес-план, презентация
Обзор деятельности фирмы
Доклад по вопросам теории
( например, менеджмента)
|
Аудирование
предполагает развитие умения понимать аутентичную речь на деловую тематику в различных ситуациях делового общения. Формируются основные механизмы аудирования: речевой слух, память, структурное и смысловое прогнозирование, артикулирование.
Фрагменты на 3 – 5 минут звучания сопровождаются инструкциями в звуковой или визуальной форме и заданиями по проверке понимания. (understanding the gist, looking for specific information /// multiple choice, gap filling, note-taking, etc.).
Учащиеся должны научиться
|
Виды прослушиваемой речевой коммуникации
|
Социокультурное содержание
|
Понимать устные инструкции
Понимать дидактическую и аутентичную речь, EIL.
Выбирать информацию.
Восполнить пробел недостающей информации
Идентифицировать информацию по карте, диаграмме, схеме.
Вычленить даты, цифры, цены, проценты, имена.
|
Монолог, диалог, лекция, беседа, интервью, опрос.
Телефонный разговор.
Фрагменты радиопрограмм.
Видео сюжеты.
Звуковая реклама.
Презентация.
|
Коммуникативные ситуации, отражающие:
Вопросы профессиональной этики, деловой культуры
Профессиональные обязанности
Вопросы менеджмента
Покупки и продажи
Предложение и потребление товаров и услуг
Этику обслуживания и пр.
|
При проведении занятий по курсу «Английский для делового общения» предлагаются следующие формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная деятельность, проекты (заочная экскурсия), доклад, викторины, кроссворды, задания, составленные самими учащимися, просмотр видеофильмов.
Контроль: В качестве промежуточного контроля уровня достижений учащихся используется анализ письменных и устных творческих работ, как инструмент коррекции деятельности учащихся. Задания по теме данного модуля оцениваются по 5-ти бальной системе.
Итоговый контроль
проводится по окончанию изучения всего курса в форме зачета, состоящего из двух заданий:
- 1 - беседа по ситуации;
- 2 - письменное задание.
Вопросы к зачету:
Card 1.
- Which of the jobs would you most like to have? Which of the jobs would you least like to have? Explain your choice.
- You are interested in taking part in a work experience programme for business students. Write an e-mail to a company that offers such programme.
Card 2.
- Work in pairs. Imagine you come from different countries. Role play the conversation between the host and the visitor.
- Write some instructions for a phone call. Write down a message.
Card 3.
- Speak about the profession of an entrepreneur. Would you like to do it? Explain why.
- Write your CV for a job of your choice.
Card 4.
- What qualifications and experience do you need for the job of a marketing manager? Do you think you could be successful in it? Explain why.
- Write an application letter for the job in the advert.
Card 5.
- Work in pairs. Make a phone call. Leave a message.
- Write an application letter for the job in the advert.
Card 6.
- Work in pairs. Imagine you come from different countries. Role play the conversation between the host and the visitor.
- You have decided to start your small business to earn extra money. Write a letter to your headmaster to discuss it.
Card 7.
- Work in pairs. Make a phone call. Leave a message.
Write an advert for a vacant position for your company.
Содержание курса
№ п/п
|
Темы курса
|
Кол-во часов
|
|
10 класс
|
|
Модуль 1.
|
Знакомство. Деловая встреча.
|
5
|
Модуль 2.
|
Структура компании. Подбор персонала.
|
10
|
Модуль 3.
|
В офисе.
|
5
|
Модуль 4.
|
Телефонные разговоры.
|
5
|
Модуль 5.
|
Ведение деловой переписки.
|
9
|
Зачет
|
|
1
|
|
11 класс
|
|
Модуль 6.
|
Путешествия.
|
5
|
Модуль 7.
|
Бизнес. Деловые переговоры.
|
10
|
Модуль 8.
|
Банки. Инвестиции.
|
5
|
Модуль 9.
|
Финансы. Валюта.
|
7
|
Модуль 10.
|
Реклама. СМИ.
|
7
|
Зачет
|
|
1
|
Итого
|
70
|
Календарно-тематический план курса
№ урока
|
Тема
|
|
10 КЛАСС
|
|
Модуль 1 Знакомство. Деловая встреча. (5ч)
|
1
|
Знакомство с целями и задачами курса. Формы обращения. Введение ЛЕ по теме.
|
2
|
Речевыми клише для выражения приветствия, прощания, благодарности, просьбы, предложения, извинения.
|
3
|
Деловые знакомства. Диалоги этикетного характера (чтение, аудирование).
|
4.
|
Деловая встреча. Аудирование с различными стратегиями. Отработка ЛЕ в коммуникативных упражнениях.
|
5.
|
Ролевая игра: Деловая встреча. Составление диалогов.
|
|
Модуль 2 Структура компании. Подбор персонала. (10 ч)
|
6.
|
Что такое бизнес? Его составление: производство, распространение товара, продажа товаров и услуг с целью получению прибыли.
|
7.
|
Резюме. Форматы резюме. Чтение и анализ резюме. Практическая работа: определение форматов резюме.
|
8.
|
Характеристики имиджа делового человека, необходимых умений и навыков, деловых качеств. Введение НЛЕ.
|
9.
|
Структура резюме. Чтение и анализ составных частей резюме.
|
10.
|
Определение различных видов резюме, составление своего резюме.
|
11.
|
Тест на знание лексики. Практическая работа: составление резюме.
|
12.
|
Прием на работу. Подача объявления о вакансии, заполнение анкеты-заявления.
|
13.
|
Деловая игра: в вашей фирме появилась вакансия на должность секретаря.
|
14.
|
Практика диалогического общения. Претендент на должность уточняет у вас детали для работы на новом месте. Знакомство с коллективом.
|
15.
|
Обобщающее занятие по материалам модуля.
|
|
Модуль 3. В офисе. (5ч)
|
16.
|
День в офисе. Беглый взгляд на офис. Введение НЛЕ по теме.
|
17.
|
Что можно узнать в офисе? Основные отделы и профессии. Активизация ЛЕ по теме.
|
18
|
Тексты, диалоги по теме, качества делового человека. Обсуждение правил делового этикета.
|
19
|
Диалогическая практика. Правила делового этикета. Обсуждение ситуаций.
|
20
|
Обобщающее занятие по материалам модуля.
|
|
Модуль 4 Телефонные разговоры. (5ч)
|
21.
|
Что следует знать о телефонных разговорах? Виды телефонных вызовов. Пользование телефонными справочниками.
|
22.
|
Официальные и неофициальные разговоры. Языковая специфика. Активное аудирование.
|
23.
|
Телефонные разговоры. Правила телефонных переговоров. Вежливые фразы, диалоги.
|
24
|
Срочные телефонные вызовы. Круглосуточные телефонные службы. Составление диалогов.
|
25.
|
Обобщающее занятие по материалам модуля
|
|
Модуль 5. Ведение деловой переписки. (9 ч)
|
26.
|
Общая характеристика делового письма. Виды деловых писем. Определение функций , характерных для данного стиля.
|
27
|
Структура делового письма. Адрес и дата. Обсуждение образцов написания адреса и даты.
|
28
|
Формы обращения в начале \ конце письма. Клише, речевые обороты. Обсуждение образцов деловых писем.
|
29
|
Виды деловых писем. Письмо-запрос. Письменная практика.
|
30
|
Виды деловых писем. Сопроводительное письмо. Письменная практика.
|
31
|
Виды деловых писем. Благодарственное письмо. Письменная практика.
|
32
|
Различия американского и британского вариантов английского языка. Выполнение тренировочных упражнений.
|
33.
|
Заполнение анкет, форм. Тренировочные упражнения.
|
34.
|
Обобщающее занятие по материалам модуля.
|
35.
|
Зачетное занятие по изученному за год.
|
|
|
|
11КЛАСС
|
|
|
|
Модуль 6. Путешествия. (5 ч)
|
1
|
Знакомство с целями и задачами курса (второй год обучения). Введение темы: Путешествие. Способы путешествий. Активизация ЛЕ по теме.
|
2.
|
Деловая поездка. Покупка билета. Введение НЛЕ по теме. Практика диалогической речи.
|
3.
|
В аэропорту. Паспортный контроль, таможня, багаж. Введение НЛЕ по теме. Диалоги (чтение, аудирование)
|
4.
|
Гостиница, отель в России, Британии. . Введение НЛЕ по теме. Составление диалогов.
|
5.
|
Гринвич и Темза. Изучающее чтение. Введение НЛЕ по теме. Обобщающее занятие по материалам модуля.
|
|
Модуль 7. Бизнес. Деловые переговоры. (10 ч)
|
6.
|
Бизнес. . Введение НЛЕ по теме бизнес, маркетинг.
|
7.
|
Бизнес. Чтение текста с полным пониманием, выполнение задания.
|
8.
|
Формы организации бизнеса. Виды компаний в России, США, Великобритании. Изучающее чтение.
|
9.
|
Франшиза. Изучающее чтение. Обсуждение.
|
10.
|
Международные торговые термины. Выполнение тренировочных упражнений.
|
11.
|
Деловой разговор. Просмотр видео фильма. Фразы делового общения.
|
12.
|
Деловой этикет. Введение клише этикетного характера. Выполнение упражнений.
|
13.
|
Переговоры. Организация международного бизнеса. Диалогическая практика.
|
14.
|
Ролевая игра: Деловые переговоры.
|
15.
|
Обобщающее занятие по материалам модуля.
|
|
Модуль 8. Банки. Инвестиции. (5ч)
|
16
|
Банки. Банковское дело. Знакомство с основными понятиями. Введение НЛЕ по теме.
|
17.
|
Банковские документы. Условия платежа. Изучающее чтение, обсуждение.
|
18.
|
Банк Англии. Чтение с различными стратегиями, обсуждение.
|
19.
|
Практика диалогической речи. Посещение банка.
|
20.
|
Обобщающее занятие по материалам модуля.
|
|
Модуль 9. Финансы. Валюта. (7 ч)
|
21.
|
Деньги. История их возникновения. Изучающее чтение. Введение лексики по теме.
|
22
|
Валюты различных стран. Обменные курсы валют. Введение НЛЕ.
|
23
|
Выполнение тренировочных лексико-грамматических упражнений.
|
24
|
Цены. Методы и условия платежа. Изучающее чтение.
|
25.
|
Инвестиции. Торговое финансирование. Введение НЛЕ по теме.
|
26.
|
Операции с ценными бумагами. Специфика банкинга и банковской документации.
|
27.
|
Обобщающее занятие по материалам модуля.
|
|
Модуль 10. Реклама. СМИ. (7 ч)
|
28.
|
Реклама. Введение НЛЕ по теме. Виды рекламы.
|
29.
|
Рекламные агентства. Посещение рекламного агентства. Составление диалогов по предложенным ситуациям.
|
30.
|
Подача рекламного объявления в СМИ. Деловая игра.
|
31.
|
СМИ. Просмотр видеофильма: СМИ в Британии. Введение НЛЕ по теме.
|
32.
|
Пресса. Финансовые издания. Чтение газетной статьи. Обсуждение.
|
33.
|
Финансовые новости. Аудирование с различными стратегиями. Обсуждение.
|
34.
|
Подведение итогов курса. Беседа. Выполнение итогового теста.
|
35.
|
Зачетное занятие по материалам курса.
|
Список литературы, использованной при составлении программы.
-
.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Москва, « Просвещение», 2002 г.
-
Джерри Розенберг. Бизнес Менеджмент терминологический словарь. Ифра-М 1997
-
Королькевич В.А. Англо-русский бизнес словарь. Москва Юрист 2000г.
-
Шевелева С.А. ДЕЛОВОЙ АНГЛИЙСКИЙ УСКОРЕННЫЙ КУРСРедактор Г.А. Клебче "ЮНИТИ" Н.В. Спасской.
-
Oxford Dictionary of Business English/ Oxford University Press 1994.
Список литературы, рекомендованной учащимся.
1.АгабекянИ.П. Деловой английский, Ростов н\Д: Феникс,2012.
2. М. Кумарова. Новый бизнес английский. Курс деловой лексики.
английского языка. «Прогресс», Москва, 1997.
3. English for Business Studies. ( Adaptation ) 2003
4. Deidre Howard-Williams. Business Words. Essential Business English Vocabulary, Heinemann, Oxford, 1992.
Видео пособия
1.Further Ahead. Cambridge University Press. 1997.
2. New International Business English. Cambridge University Press. 2000.
|