Добро пожаловать на сайт
Елены Вячеславовны Куделиной
Главная » 2014 » Сентябрь » 29 » Портфолио учащегося.
15:44
Портфолио учащегося.

Внимание выпускники!

В соответствии с письмом департамента образования министерства образования Тульской области от 16.09.2014 № 16-01-14/6652 об организации портфолио (учета достижений) , выпускники должны иметь личное портфолио в целях их дальнейшего профессионального самоопределения; формирования индивидуальной траектории развития. Все рекомендации по его составлению можно посмотреть здесь.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО

 

  1. Общие положения

Настоящее Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений учащихся  средней школы разработано на основе Примерного положения о портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся  общеобразовательных учреждений, и  в целях создания условий для введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализации комплексного проекта модернизации образования в Российской Федерации,  применительно для лидеров детского общественного движения и школьного ученического самоуправления Отдела развития детского общественного движения Дворца детского (юношеского) творчества города Тулы.

  1. Настоящее Положение разработано с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в школе, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

1.2.  Положение определяет порядок оценки деятельности учащихся общеобразовательного учреждения по различным направлениям с помощью составления комплексного портфолио.

1.3.   Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальныхдостижений ученика в определенный период его обучения в школе. Портфолио позволяетучитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной,коммуникативной. Портфолио – это заранее спланированная и специально организованнаяиндивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует  динамикуразвития и достижения ученика в различных областях.

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио может быть как качественной,  так и количественной.

Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной, основной и средней школы по итогам обучения на соответствующей ступени образования.

1.4. На первой ступени (начальная школа) Портфолио служит для сбора информации, о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для подготовки  карты представления ученика при  переходе на вторую ступень обучения.

1.5. На второй ступени Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); в предполагаемом профиле дальнейшего обучения; для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств.

1.6. На третьей  ступени обучения (средняя школа) Портфолио служит инструментом профилизации обучения в старшей школе и создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, степени развитости, воспитанности и социализированности его личности.

 

 

2. Цель портфолио

2.1. Представить отчёт по процессу образования учащегося, увидеть  его образовательный результат в целостном контексте, обеспечить отслеживание его прогресса, продемонстрировать его способности практического применения знаний и умений.

3.Задачи составления портфолио

 3.1.    Основными задачами ведения портфолио являются:

3.1.1.  Повышение качества образования в школе.

3.1.2. Поддержание и поощрение высокой учебной мотивации учащегося, его активности и самостоятельности.

3.1.3. Развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки.

3.1.4. Формирование у учащегося умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

3.1.5. Создание ситуации успеха для каждого учащегося.

3.1.6. Содействие дальнейшей успешной социализации учащихся.

3.1.7. Развитие творческих способностей учащихся.

4. Функции портфолио

4.1. Повышение образовательной активности учащихся, уровня осознания ими своих целей и возможностей;

4.2. Способствование ответвленному выбору выпускником дальнейшего направления и форм образования.

 

5.Структура и содержание портфолио

Структура портфолио для всех категорий учащихся представляет собой комплексную модель, состоящую из нескольких  разделов:

«Мой портрет»

«Портфолио документов»

 «Портфолио работ»

« Портфолио отзывов».

5.1. «Мой портрет» включает в себя:

-      личные данные учащегося;

             Титульный лист

 Место для фото

 Портфолио личных достижений учащегося

 Фамилия ________________________________________

 Имя _____________________________________________

 Отчество _________________________________________

 Школа___________________________________________

 Класс_________

 (Материал предоставляется за период: 20__/20__ )

 Подпись учащегося ___________________

 М.П.

 Подпись директора

-      автобиография (резюме) учащегося (Приложение 1);

-      результаты психологической диагностики учащегося;

-  информация, помогающая учащемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.

-      результаты проведенного обучающимся самоанализа;

-     описание целей, поставленных обучающимся на определенный период, анализ их достижений;

- результаты проведенной работы по профессиональному и личностному самоопределению учащегося.

5.2. «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Этот раздел включает в себя:

-      предметные олимпиады – школьные, муниципальные, областные, всероссийские и др.;

- мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями дополнительного образования, вузами, культурно-образовательными фондами и др.;

-     образовательные тестирования и курсы по предметам;

-      школьные и межшкольные научные общества;

-  конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными органами управления образованием;

  В этом разделе помещаются (систематизируются) копии документов.

 5.3. «Портфолио работ» - собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, слётах, выставках, прохождение факультативных, элективных курсов, участие в работе творческих, временных групп и др.

Этот раздел включает в себя:

-       исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.;

-       проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном и электронном варианте;

-       техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается её описание;

-       работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках;

-       другие формы творческой активности: участие в школьном  театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах;

-  элективные курсы и факультативы. Указывается название курса, его продолжительность, форма, в которой проходили занятия;

-       различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила, её продолжительность;

-       занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты;

-   участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый обучающимся результат;

-       участие  в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем учащихся;

-      спортивные достижения. Указываются сведения об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда;

- иная информация, раскрывающая творческие, проектные, исследовательские способности учащихся.

В этом разделе осуществляется качественная оценка по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, интересы, активность жизненной позиции ученика, динамика учебной и творческой активности. В данном разделе прилагаются работы ученика, тексты работ, электронные версии, фотографии.

5.4. «Портфолио отзывов» - состоит из характеристики отношения ученика к различным видам деятельности, представленные учителем, родителями, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и её результатов. В данном разделе представлены тексты заключений, рецензий, отзывов, резюме, рекомендательных писем и пр.

Этот раздел включает в себя:

-       заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников и др.);

-       рецензия на статью, опубликованную в средствах массовой информации;

-       отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции;

-       резюме, подготовленное обучающимся, с оценкой собственных учебных достижений.

-       эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения.

-       рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;

-      иная информация, подтверждающая отношение обучающегося к различным видам деятельности.

 

 

6. Ранжирование результатов, помещенных в портфолио

           6.1.  Ранжирование результатов участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях:

 

Победитель

Призёр

Участник

Федеральный уровень

10

8

4

Региональный уровень

8

6

2

Муниципальный уровень

6

4

2

Районный уровень

4

2

2

Школьный уровень

2

2

1

Классный уровень

1

1

-

 

Ранжирование результатов, подтверждающих обучение в учреждениях системы дополнительного образования, получение образования в дистанционной форме, прохождение независимых тестирований (сертификационных экзаменов) осуществляется следующим образом:

-              сертификаты учреждений дополнительного образования, фондов, культурно-спортивных и общественных организаций и т.п. – 2 балла за каждый сертификат;

-              удостоверения и сертификаты о прохождении различных видов практик – 2 балла за каждое удостоверение и сертификат.

6.2. Порядок ранжирования материалов, помещенных в разделы «Портфолио работ» и «Портфолио отзывов», образовательное учреждение устанавливает самостоятельно.

 

 

7. Оформление портфолио

 

7.1.Портфолио оформляет учащийся под руководством классного руководителя в соответствии с правилами, определенными образовательным учреждением, папке с файлами и (или) в электронной форме. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п.

7.2. При формировании портфолио соблюдается принцип добровольности.

7.3. При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:

- систематичность и регулярность ведения портфолио;

- достоверность сведений, представленных в портфолио;

- аккуратность и эстетичность оформления;

- разборчивость при ведении записей;

- целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

- наглядность.

7.4. Индивидуальные образовательные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио в течение года.

7.5. В конце учебного года проводятся анализ портфолио и исчисление итоговой оценки (рейтинга) личных достижений обучающегося в образовательной деятельности на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

8. Функциональные обязанности участников образовательного

процесса при ведении портфолио обучающегося

 

4.1. В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители оучащихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги дополнительного образования, заместители руководителя ОУ.

4.2. При формировании портфолио функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:

1) учащийся ведет работу по формированию и заполнению портфолио;

2) директор ОУ разрабатывает и утверждает нормативную правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности; создает условия для мотивации педагогических работников к работе по новой системе оценивания; осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы ОУ;

3) заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации в практике работы ОУ технологии портфолио как метода оценивания индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в ОУ;

4) классный руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями; осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости; организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся;

5) учитель-предметник, педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио; предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области; проводят экспертизу представленных работ по предмету; пишут рецензии, отзывы на учебные работы;

6) педагог-психолог, социальный педагог проводят индивидуальную психодиагностику; ведут коррекционно-развивающую и консультативную работу.

  

9. Учет результатов портфолио

 

6.1. Результат портфолио (суммарный балл внеучебных достижений по трем разделам портфолио) учитывается:

-              при зачислении обучающихся в классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы;

-              в качестве результатов промежуточной аттестации обучающихся;

-              при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников;

-              при прохождении аттестации педагогических и руководящих работников на квалификационную категорию;

-              при осуществлении внутришкольного контроля;

-              в ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОУ – аккредитации, контроле качества образования.

 

 

 

 

 Приложение 1

РЕЗЮМЕ (для учащегося)

Ф.И.О.

Дата рождения

Место рождения

Гражданство

Полный домашний адрес (с почтовым индексом)

Домашний телефон (с кодом), E-mail

Паспорт (серия, номер, когда и кем выдан)

Место учёбы (полное наименование и точный адрес с индексом)

Класс

Рабочий телефон (с кодом), E-mail

Цель составления резюме

Общее среднее образование (в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего образовательного учреждения, с указанием города и класса)

Годы учёбы

Номер школы, город

класс

Дополнительное образование (в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего образовательного учреждения, с указанием предмета или творческого объединения)

Годы учёбы

Наименование учреждения

Предмет, творческое объединение

Опыт общественной работы (в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего образовательного учреждения, с указанием организации, движения, выполненной работы)

Годы учёбы

Наименование организации, движения

Выполняемая работа

Дополнительная деловая информация (владение иностранными языками, компьютером, автомобилем ит.п.)

Интересы, предпочтения, хобби и т.д.

Наиболее успешные виды деятельности, предпочитаемые предметы

Дата составления резюме

Личная подпись

 

 

Категория: Жизнь класса | Просмотров: 643 | Добавил: kudelina2014 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]