Добро пожаловать на сайт
Елены Вячеславовны Куделиной
Главная » 2014 » Октябрь » 30 » Роль Интернет-ресурсов в расширении страноведческого кругозора учащихся (электронные библиотеки, энциклопедии, справочники, электронные учеб
19:42
Роль Интернет-ресурсов в расширении страноведческого кругозора учащихся (электронные библиотеки, энциклопедии, справочники, электронные учеб

Роль Интернет-ресурсов в расширении страноведческого кругозора учащихся (электронные библиотеки, энциклопедии, справочники, электронные учебники и пособия, лекции, web-квесты, дистанционные курсы, тренажеры)

(Автор: Куделина Елена Вячеславовна, учитель английского языка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – лицей  № 2 имени Бориса Анатольевича Слободскова)

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании в целом и преподавании иностранных языков в частности. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Общество и мир меняются, время диктует новые требования для современной школы. Образование  всегда должно быть современным и даже прогрессивным, таким образом, все новые, революционные достижения общества должны иметь свое отражение и применение в обучении.

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает “международная сеть” (англ. international net). Использование кибернетического пространства (syberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.

Возможности Интернет - ресурсов безграничны, в ней созданы условия для получения любой информации, необходимой как преподавателям, так и ученикам, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодѐжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.

В основе современной российской концепции образования в области иностранных языков лежит компетентностный подход. Целью образования он ставит формирование пяти компетенций – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной, которые в совокупности составляют коммуникативную компетенцию. Сегодня мы рассмотрим более подробно возможности развития социокультурной компетенции школьника средствами Интернет-ресурсов.

         Под социокультурной  компетенцией понимается целостная система представлений о национальных обычаях, традициях и реалиях страны изучаемого языка, позволяющая извлекать из лексики этого языка примерно ту же информацию, что и его носители, и добиваться тем самым полноценной коммуникации.

Чтобы приобщить учащихся к страноведческой информации используется активное вовлечение учащихся в парную и групповую работу, работу над проектами. Большой интерес вызывает работа с пословицами и поговорками. При выполнении речевых упражнений видеоматериал и печатные материалы служат смысловой опорой или стимулом для высказывания учащихся.

Использование ИКТ многократно повышает эффективность обучения.

Сейчас пока не каждый учитель иностранного языка может проводить уроки с интерактивной доской или с выходом в сеть Интернет (а использование информационно-коммуникационных технологий предполагает именно работу в Интернете). Но, не смотря на возможные трудности с проведением уроков с выходом в Интернет, нужно помнить что

интернет на уроках английского языка делает возможным решать целый ряд дидактических задач:

  • формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети;

  • совершенствовать умения письменной речи учащихся;

  • налаживать и поддерживать деловую связь и контакты со сверстниками в англоязычных странах.

  • пополнять словарный запас;

  • формировать устойчивую мотивацию к изучению английского языка;

  • расширять страноведческий кругозор учащихся ;

    Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой, а также компьютерно-экранной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдается Интернет. Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

    - электронную почту (e-mail);

    - телеконференции (usenet);

    - видеоконференции;

    - возможность публикации собственной информации,

    создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

    - доступ к информационным ресурсам;

    - справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, Galaxy);

    - поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);

    - разговор в сети (Chat).

Смыслом и позитивным результатом использования информационных ресурсов на своих уроках я считаю следующие аспекты: в центре технологии обучения - ученик; в основе учебной деятельности - сотрудничество между учеником и учителем; позиция обучающегося в учебном процессе - активная, так как ученики не только слушают и изучают информацию, но и самостоятельно находят её в сети Интернет, перерабатывают для того, чтобы лучше понять; перспективная цель - формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию.

Тематическое планирование урока я начинаю с чёткой постановки целей и задач. Для этого я разработала тематическое планирование с учётом применения электронных образовательных ресурсов (ЭОРов). В таком варианте планирования сделаны ссылки на ЭОРы, необходимые для уроков Для этого мне пришлось создать коллекцию электронных образовательных ресурсов, необходимых для планирования. Это: электронные учебники, различные диски, Интернет - ресурсы, собственные презентации, видеофрагменты, коллекция картинок, аудиофайлы, необходимые, в первую очередь, для подготовки учеников к аудированию на ГИА и ЕГЭ, музыкальные фрагменты. Все они помогают объяснить учебный материал, сделать урок понятным и красочным. Я рекомендую обратиться за информацией на следующие сайты: http://school-collection.edu.ru; http://www.englishforkids.ru; http://eng.1september.ru/; http://www.alleng.ru/english/engl.htm; http://www.native-english.ru/; http://eor.edu.ru.

Считаю необходимым рассказать о некоторых Интернет-ресурсах используемых мною в том числе и для расширения страноведческого кругозора.

 

                           Электронные библиотеки

Не для кого не секрет, что наиболее простым и приятным способом  изучения языка является чтение книг. Еще совсем недавно мы не могли представить, что сможем иметь доступ к такому объему английской литературы не  выходя из класса или сидя дома, при этом бесплатно. Виртуальные залы библиотек хранят внушительную коллекцию англоязычных изданий лучших литературных произведений.

В докладе предлагаются несколько ссылок с помощью которых вы сможете получить бесплатный доступ к классике и многим бестселлерам на английском языке.  Найти английскую книгу интересующего вас автора можно, выбрав направление, в котором преимущественно пишет автор, если вы не уверенны в правильности жанра, то  можно найти имя автора в алфавитном справочнике. Организация сайтов очень удобная, таким образом при наличии подключенного интернета в классе и мультимедийной доски можно провести урок «Посещение интернет библиотеки» в рамках раздела «Книги. Чтение.», с помощью веб-квеста и групповой работы получатся проектные работы рассказывающие об известных поэтах и писателях стран изучаемого языка. Дети, включаясь в поисковую деятельность, с гораздо большим удовольствием узнают новое, чем если бы читали готовые тексты из учебников с биографиями писателей и отрывками из произведений.

 

 Ссылки  на сайты электронных библиотек.

http://www.gutenberg.org/

 http://www.alleng.ru/english/txt.htm

http://anglobooks.ru/

http://www.oscarwildecollection.com/  (The Oscar Wild collection)

"Planet PDF - Free PDF eBooks" - книги формата PDF

http://www.planetpublish.com/

Архив классической литературы на английском языке в свободном доступе-

(http://www.free-ebooks.net/)

Энциклопедии

Британника, Inc.- это мировое образовательное издательство с продукцией, которая пропагандирует знания и обучения. Они обеспечивают своевременную, актуальную и достоверную информацию и учебные продукты, которые используются в школах, университетах, дома, в библиотеках и на рабочих местах во всем мире.

Здесь можно не только получить информацию по запрашиваемым вопросам, но и в разделе викторины можно пройти вместе с учениками вопросник по теме «Президенты Соединенных штатов Америки» (http://translate.yandex.ru/translate?srv=yasearch&url=http%3A%2F%2Fwww.britannica.com%2F&lang=en-ru&ui=ru)

Например:  В каком штате будущий президент США Рональд Рейган служил в качестве губернатора? (1.Нью-Йорк, 2. Калифорния, 3. Вайоминг, 4. Техас)

 После того как вы ответили в окне появляется результат (верно\неверно) и правильный ответ с пояснением (Рональд Рейган служил губернатором Калифорнии с 1966 по 1974 год)Начало формы

Конец формыНельзя не упомянуть о такой удобной функции, как тренажер для изучения языков. Вам предлагается отправиться по ссылке, выбрав язык, который вы бы хотели изучать, затем вам предлагается определиться с  уровнем владения языком (начинающий \  продвинутый), а так же с возрастом.

Затем  предлагается выбрать из двух возможных вариантов слово с определенным значением, все это сопровождается иллюстрацией и озвучиванием  фразы.

http://d1rgxz7vx6mf2z.cloudfront.net/image/420x320/1045812.jpg?1384714904358

Hello!

                                                                                  ¡Hola!  \  ¡Buenas noches!

Британика для детей. (http://kids.britannica.com/ ) Сайт-энциклопедия для детей наилучшим образом подходит для учеников старше 8 лет, существуют несколько возрастных категорий в соответствии с которыми отбирается материал. Тысячи изображений, видео, статистики, новостные  материалы из бибиси для детей, есть словарь с теазарусом. Есть возможность обсуждать различные темы   (Например: Шарлота Бронте «ДжейнЭйер» психологические и социальные аспекты повести ). Упражнения для практики языка разделенные по направлениям: искусство, математика, история и т.д. Есть уголок для родителей, где можно найти советы по использованию сайта, методические рекомендации. Удобные тексты со ссылками на имена известных личностей, географические названия и т. д. (требуетсярегистрация)

Энциклопедия http://www.encyclopedia.com/

 Имеет более 100 надежных источников, включая энциклопедии, словари, теазарусы фактов, опеделений, биографии, синонимы, произношение ключи, происхождение слов и аббревиатуры.

                                                         Словари

Интернет – это незаменимый инструмент для оперативного получения и обновления информации. Невозможно, да и не зачем, отслеживать обновление лексики языка, скупая словари, если вы – постоянный пользователь сети Интернет.

Самым популярным среди учеников  стал сайт /Lingvo.ru/. Здесь пользователь сможет без труда найти перевод нужного ему слова и для нужной ему отрасли производства, и поиск слов происходит гораздо быстрее чем с помощью книжного.

Словарь Merriam Webster (http://www.merriam-webster.com/game/index.htm)(бесплатно)

Помимо своих обычных функций перевода слов, имеет разделы

  • тренажеры «Напишите по буквам», «Верно \ неверно», «Тренажер для памяти»(требуется регистрация)

  • < > «Насколько велик ваш словарный запас?», «визуальная викторина».

    Статистика наиболее популярных слов

  • Видео страницу с различными пояснениями по употреблению слов, грамматических явлений, происхождению часто употребляемых слов.

     

    Cambridge Advanced Learner’s Dictionary – классический толковый словарь. http://dictionary.cambridge.org/nfr (бесплатно)

Корпуса

Очень часто перед нами стоит вопрос: А можно ли так сказать по-английски? Говорят ли так носители языка? В какой ситуации можно использовать данное словосочетание? Ответы на эти вопросы нам подскажут языковые корпуса. Работа данных ресурсов основана на корпусной лингвистике- направлении в изучении языков.

  • < >< >http://www.alleng.ru/english/txb.htm

     

    http://enative.narod.ru/theory/manuals.htm

     

    Лекции

    • British Studies lectures.doc http://gendocs.ru/

    • Лекции по страноведению Великобритании (http://www.twirpx.com/file/347085/)

      http://bashman.ru/ucheba/student/zhurnalistika/705-lekcii-po-stranovedeniyu-velikobritaniya.html

    • Мультимедийный академический курс лекций по страноведению США и Великобритании на английском языке (15 лекций-платные)(.http://countrystudy.ru/ )

    • < >http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5934)

       

      (http://newstyle-y.ru/high-school/)

      Учебные Интернет-ресурсы (Веб-квест )

      На современном этапе обучения иностранным языкам используются учебные Интернет-ресурсы: Hotlist, Treasure hunt, Subject sampler, Multimedia scrapbook, Webquest.
      Каждый из пяти видов учебных Интернет-ресурсов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь и тем самым позволяя решать более сложные задачи Hotlist и Multimedia scrapbook направлены на поиск, отбор, классификацию информации. Treasure hunt, Subject sampler и Webquest, уже содержат элементы проблемного обучения и направлены на активизацию поисково-позновательной деятельности учащихся.

      Webquest  в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Впервые термин "веб-квест" (WebQuest) был предложен летом 1995 года Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Автор разрабатывал инновационные приложения Интернета для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. (из мастер-класса по созданию веб-квестов под руководством Горбуновой О. В.,)

       Веб-квест направлен на развитие у обучаемых навыков аналитического и творческого мышления; преподаватель, создающий веб-квест, должен обладать высоким уровнем предметной, методической и инфокоммуникационной компетенции. 

      Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится  на различных веб-сайтах.  Учащиеся  работают в едином информационном пространстве благодаря  действующим гиперссылкам.

       Веских причин для использования веб-квестов достаточно много. Это легкий способ включения Интернета в учебный процесс, при этом не требуется особых технических знаний. Квест может выполняться индивидуально, но групповая работа при решении квеста является более предпочтительной. При этом достигаются две основные цели обучения языку – коммуникация и обмен информацией. Квесты развивают критическое мышление, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности обучения.

      Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.

      Исключительно выигрышна данная технология в расширении страноведческого кругозора.

       Б.Додж описывает следующие виды заданий для веб-квестов (http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php#lit9#lit9)  

      Пересказ

      Планирование и проектирование

      Самопознание

      Демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

      Разработка плана или проекта на основе заданных условий

      Любые аспекты исследования личности

      Компиляция

      Творческое задание

      Аналитическая задача

      Трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры

      Творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика

      Поиск и систематизация информации

      Детектив, головоломка, таинственная история

      Достижение консенсуса

      Оценка

      Выводы на основе противоречивых фактов

      Выработка решения по острой проблеме

      Обоснование определенной точки зрения

      Журналистское расследование

      Убеждение

      Научные исследования

      Объективное изложение информации (разделение мнений и фактов)

      Склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц

      Изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников

      Веб-квест имеет следующую структуру [5]:

      •  введение - краткое описание темы веб-квеста;

      •  задание - формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата;

      •  порядок работы и необходимые ресурсы - описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т.п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над веб-квестом;

      •  оценка - описание критериев и параметров оценки выполнения веб-квеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте;

      •  заключение - краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный веб-квест; подводится итог и поощряется рефлексия и дальнейшие исследования по проблеме;

      •  использованные материалы - ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания веб-квеста;

      •  комментарии для преподавателя - методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.

      Данная структура является основой, которую при необходимости можно изменить, но 4 элемента должны обязательно присутствовать в каждом образовательном квесте: введение, задание, выполнение, оценивание.

      Веб-квест является комплексным заданием, поэтому оценка его выполнения должна основываться на нескольких критериях, ориентированных на тип проблемного задания и форму представления результата.

      Б.Додж (http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html ) рекомендует использовать от 4 до 8 критериев, которые могут включать оценку:

      •  исследовательской и творческой работы,

      •  качество аргументации,

      •  оригинальность работы,

      •  навыки работы в микрогруппе,

      •  устное выступления,

      •  мультимедийная презентации,

      •  письменный текста и т.п.

      Для создания бланков оценки можно порекомендовать шаблон на портале TeAchnology (http :// teach - nology . com / web _ tools / rubrics / webquest / [3] )

      Для того, чтобы познакомиться с данной технологией самостоятельно, рекомендую изучить материалы сайта http://webquest.org/index-books.php. Здесь предлагаются методические пособия для начинающих работать с данной технологией, примеры вебквестов, удобные писковые системы по темам и уровням сложности, т.е вы можете использовать готовые работы на уроках и размещать свои вебквесты на сайте, в вебквест сообществе вы можете обсудить различные вопросы или найти интересную информацию по вопросу. Этот сайт бесплатный.

      Для более глубокого изучения очень интересный пример реального вебквеста The Wicked Witch is Dead: The Salem Witch Trials of 1692 созданный Николь Франтони (Университет Западной Вирджинии), посвященный изучению судебного процесса над салемскими ведьмами  и причин этих событий

      (http://questgarden.com/142/52/3/120408171049/t-index.htm )

                                           Дистанционные курсы

      Нет сомнения в том, что дистанционное обучение открывает новые возможности в обучении и самообучении, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. Дистанционное обучение английскому языку, используя самые современные формы информационного обмена, системного и межсистемного взаимодействия, предоставляет новые механизмы реализации межпредметных,  межнаучных и социокультурных связей.

      Центр дистанционного образования «Эйдос»( http://www.eidos.ru/courses/)-это некоммерческое негосударственное образовательное учреждение, которое занимаемся дистанционным образованием школьников и повышением квалификации педагогов с 1998 года. В составе Центра 7 кафедр, интернет-школа, очный ФПК, издательство, интернет-журнал, магазин электронных книг для учителя, туристическое агентство.

      Организует вебинары по различным темам Портал для учителей английского языка http://www.englishteachers.ru/

      Сайт Yanglish Обучение английскому содержит огромное количество информации по дистанционному обучению и вебинарам по разлиным темам изучения английского языка и методике его преподавания. http://www.yanglish.ru/art/distant.htm

      Необходимо заметить, что многие предлагаемы дистанционные курсы платные.

                                                      Тренажеры

      Бесплатно распространяемый тренажер со звуковым произношением изучаемых слов и фраз. Первые 2300 английский слов и 7500 разговорных фраз составленных только из этих слов. В основу работы тренажера положен такой же принцип, как ребенок учится понимать и говорить на родном языке.
      Вначале ребенок ничего не понимает и не умеет говорить. Родители начинают говорить с ребенком, показывая жестами и действиями смысл произносимых слов. он долго их слушает, постепенно начиная понимать значение отдельных слов. Далее через некоторое время начинает понимать смысл произнесенных целых фраз. Потом начинает произносить отдельные слова, и только в самом конце начинает произносить целые фразы.

      http://sdp.com.ua/tren.html

      Пополнение словарного запаса с помощью словосочетаний

      http://audio-class.ru/english-collocations/vocabulary-01.html

      Тренажеры на запоминание слов, отработку грамматических явлений для младших школьников

      http://nota.triwe.net/teachers/open/training.htm

       

      Выводы

      Сегодня возможности использования интернет – ресурсов огромны. Глобальная сеть интернет создает условия для получения любой информации, необходимой человеку, помогает педагогу сделать любую тему более увлекательной, сайты оказывают реальный доступ к знаниям, литературе.

      МБОУ-лицей № 2 является муниципальной экспериментальной площадкой по применению ИКТ в учебно-воспитательной работе, а также много проектов  реализуются по данному направлению. В соответствии с этим была определена концепция работы в этом направлении и задачи:

      • Создание условий для повышения качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий

      • Обеспечение доступа учащихся и преподавателей учреждений образования к сетевым информационным ресурсам

      • Обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся

      • Создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы

         

        Доступ к сети Интернет дает возможность воспользоваться огромным количеством     дополнительных материалов, которые позволяют обогатить уроки разнообразными идеями и упражнениями направленными на развитие страноведческого кругозора.  Умение работать с огромным потоком информации является сегодня совершено необходимым для специалистов в любой области. Основу же для этого умения можно и нужно закладывать еще в школе. Способность отобрать важную информацию, проанализировать ее вырабатывается на практике с помощью аналитического чтения. Формирование этого качества напрямую зависит от методических подходов, используемых в процессе обучения, от характера заданий, которые получают учащиеся.

        Безусловно,  постоянное использование компьютера на урока иностранного языка недопустимо. Но так же нельзя и недооценивать его роль. Что касается критериев полезности  технологии в образовании, то его можно сформулировать следующим образом: та или иная учебная компьютерная технология целесообразна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.

Категория: Статьи | Просмотров: 1069 | Добавил: kudelina2014 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]